Понедельник, 29.04.2024
СТОЛИЦА БУДУЩЕГО
Меню сайта
Категории каталога
геноцид в Украине сегодня [62]
Наш опрос
Счиатете ли вы, что Януковича нужно посадить в тюрьму за участие в ограблении народа Украины?
Всего ответов: 299
Главная » Статьи » геноцид в Украине сегодня » геноцид в Украине сегодня

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА «ОТ ЯНУКОВИЧА»
02.06.2010 
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА «ОТ ЯНУКОВИЧА»: ПОЛУЧИТЬ СУДЕЙСКУЮ МАНТИЮ СТАНЕТ ПРОЩЕ… И ДЕШЕВЛЕ?
Анна НИКОЛАЕНКО, «ЦЕНТР»

Судьба украинской Фемиды станет известна в считанные дни. Законопроект, которым оформляется судебная реформа, внесен на рассмотрение парламента президентом Украины как первоочередной и имеет серьезные шансы быть принятым.
И хотя глобальных изменений в судебной системе не ожидается (иначе пришлось бы менять Конституцию), концепция судебно-правовой реформы «от Януковича» вызывает ожесточенные споры в среде тех, кого эта реформа непосредственно коснется. Среди основных обвинений в адрес главы государства, звучащих со стороны противников президентской реформы – Виктор Янукович хочет сделать судебную систему послушной и ручной.

ЦЕПОЧКА СОКРАЩАЕТСЯ
Авторы судебной реформы (а именно, рабочая группа, созданная при президенте Украины) утверждают, что в ее результате будет искоренена коррупция в судах и, в частности, коррупция внутри судебной системы (назначение судей, председателей, наложение дисциплинарных взысканий и т. д.).
Однако, внимательно проанализировав положения законопроекта «О судоустройстве и статусе судей», мы пришли к выводу, что вся полнота власти при решении кадровых вопросов будет сосредоточена в руках 11-ти членов Высшей квалификационной комиссии и 20-ти членов Высшего совета юстиции.
На данный момент кандидату в судьи, чтобы получить мантию, нужно пройти весьма внушительное количество различных инстанций на местном и общегосударственном уровне. Вначале желающий стать судьей подает документы в территориальную квалификационную комиссию судей, готовит реферат, сдает квалификационный экзамен. Затем он принимает участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в местных судах. При проведении конкурса высказывают свое мнение главы городских и районных судов, в которых есть вакансии.
Далее квалифкомиссия дает соответствующее заключение и направляет документы кандидата и свои рекомендации в Государственную судебную администрацию, откуда они поступают в Высший совет юстиции (ВСЮ). Здесь кандидат снова проходит собеседование. При положительном результате документы направляются в администрацию Президента, где проходят еще несколько проверок, и только после этого проект указа передается на подпись главе государства. Таким образом, хоть весь этот процесс и занимает довольно много времени, длинная цепочка инстанций позволяет если и не реально минимизировать коррупцию и взяточничество в этой сфере, то хотя бы создать для этого максимум препятствий.
Например, по данным источников газеты «Сегодня», чтобы стать впервые назначенным районным судьей, надо «занести» деньги, как правило, в четыре инстанции. Во-первых, договориться о месте в районном суде с его председателем (в Киеве это минимум 50 тысяч долларов). Во-вторых, найти «нужного» человека в квалификационной комиссии, которая решает, насколько профессионален кандидат (это тоже примерно 50 тысяч долларов). В-третьих, заплатить, чтобы документы прошли без волокиты в Высший совет юстиции (опять найти нужного человека) – тоже примерно 50 тысяч. И, наконец, в-четверых, «занести» деньги на Банковую, чтобы вовремя попасть в указ президента, назначающего судей на первый срок (ранее там брали 30-50 тысяч долларов, но сейчас, говорят, такса поднялась до 100 тысяч). В результате получается от 200 тысяч долларов, которые нужно «отбить» (порой, чтобы заплатить, человек залезает в долги, а их надо возвращать). 
Авторы законопроекта, который предполагает реформирование судебной системы, также утверждают, что предлагаемый ими порядок отбора и назначения судей является прозрачным и позволит значительно сократить время прохождения документов кандидатов.
А порядок таков: все вопросы, связанные с назначением на должность судьи, как впервые, так и пожизненно, будет решать Высшая квалификационная комиссия (ВККС), состоящая из 11-ти членов. Все территориальные квалифкомиссии ликвидируются.
В Высшую квалифкомиссию будут поступать документы от кандидатов в судьи из всей Украины, а это не одна сотня человек (для справки: только в Крыму и Севастополе в списках квалифкомиссии судей состоит порядка 90 человек). Вначале кандидат должен сдать экзамен, чтобы поступить в Национальную школу судей (планируется создать такое учебное заведение). В этой школе он должен отучиться полгода (все это время ему выплачивается стипендия и обеспечивается проживание). Затем он снова сдает экзамен перед Высшей квалифкомиссией (на этот раз уже квалификационный).
После этого кандидат в судьи участвует в конкурсе на замещение вакантных должностей. Учитывая, что конкурс будет проходить в масштабах всей Украины, говорить о том, чтобы на нем присутствовали председатели районных судов, которые могли бы непосредственно высказать свое мнение по поводу кандидатов, не приходится. 
Ну и последний этап остается прежним – администрация Президента и указ о назначении. 
Таким образом, становится понятно, что весь процесс отбора кандидатов и решения вопроса об их назначении сосредотачиваются в одном-единственном органе. Нужно ли говорить, что это значительно упрощает возможности для коррупционных проявлений? И станет ли от этого процесс назначения судей более быстрым?

ПОЖИЗНЕННО – ПАКЕТОМ
Предлагаемый вариант судебной реформы передает всю полноту власти при избрании судей на пожизненный срок, так же, как и при назначении на должность впервые, Высшей квалификационной комиссии судей, которая вносит соответствующие представления в Верховную Раду Украины. При этом из цепочки исключается комитет парламента по вопросам правосудия, который сегодня занимается подготовкой документации, проверками и внесением проектов постановлений на рассмотрение депутатов. Министр юстиции Украины Александр Лавринович утверждает, что это необходимо для минимизации политического или коррупционного влияния на назначение и увольнение судей. «Сейчас для назначения или увольнения судьи в Верховной Раде комитет по вопросам правосудия может рассматривать этот вопрос в течение недели, месяца, а то и двух лет, и все это зависит от многих факторов внешнего влияния. Мы, в свою очередь, предлагаем, чтобы документы о назначении или снятии судьи приходили непосредственно в секретариат парламента и без какого-либо рассмотрения в комитетах или комиссиях ставились на голосование на ближайшей пленарной неделе», – заявил Лавринович в интервью газете «Дело». 
Таким образом, реформаторы фактически лишают парламентский комитет возможности каким-либо образом влиять на процесс избрания судей на пожизненный срок или их увольнения.
В случае принятия законопроекта народные депутаты также лишаются какой-либо возможности обсуждения вопроса об избрании кандидатов и права задавать им вопросы. Отметим, что сейчас такая возможность у них имеется. Голосование за избрание судей на пожизненный срок, согласно законопроекту, проходит на ближайшей пленарной неделе после регистрации соответствующего проекта постановления. Таким образом, нардепы, толком не изучив документы и поверив на слово главе Высшей квалификационной комиссии, должны сразу голосовать: как отдельно за каждого кандидата, так и «пакетом».

ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Как только будет принят закон «О судоустройстве и статусе судей», исключительное право назначать и увольнять председателей судов и их заместителей перейдет к Высшему совету юстиции по представлению Совета судей. Ранее этот механизм не был урегулирован законодательно. 
Между тем, глава Верховного суда Украины Василий Онопенко в письме к спикеру Верховной Рады Владимиру Литвину акцентирует внимание на том, что Конституция Украины не предусматривает права ВСЮ назначать судей на административные должности в судах общей юрисдикции. По этому вопросу даже есть соответствующее решение Конституционного суда, принятое в 2001 году. 
Высший совет юстиции также станет главным карательным органом в системе правосудия. Недавно принятый и подписанный Президентом закон ««О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно недопущения злоупотреблений правом на обжалование» наделяет ВСЮ правом в особых случаях принимать заключения об увольнении судей и вносить соответствующие представления президенту и в парламент без их присутствия и без объяснений. Даже в том случае, если отсутствие судьи обусловлено уважительной причиной.
Кроме того, Высший совет юстиции получает механизм воздействия на судей. Например, ему предоставлено право при рассмотрении дисциплинарных дел в отношении конкретных судей вытребовать копии судебных дел, рассмотрение которых еще не закончено. Это может означать, что ВСЮ получает возможность прямо или косвенно влиять на результат рассмотрения дел в судах.
И самое важное в этом то, что решения Высшего совета юстиции равно как и Высшей квалификационной комиссии можно обжаловать только в Высшем административном суде Украины, решение которого является окончательным. Без права на апелляцию и кассацию...
... К сожалению, судебная реформа в нашей стране всегда была и остается заложницей политической борьбы. И борьба эта, увы, сводится не к тому, чтобы та или иная политическая сила могла записать себе в актив реализацию благородной миссии, а к установлению власти над судейским корпусом и использованию его в достижении политических целей.

http://www.investigator.org.ua/ru/articles/show/320

Центр журналистских расследований

Категория: геноцид в Украине сегодня | Добавил: stbudg (10.09.2010)
Просмотров: 582 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
    Сайт газеты Столица Будущего ежедневно обновляет новостные материалы в разделе Статьи.
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz