Четверг, 25.04.2024
СТОЛИЦА БУДУЩЕГО
Меню сайта
Категории каталога
Правозащитные статьи [12]
Права человека в области медицины [11]
Наш опрос
Кто организовал войну на Донбассе?
Всего ответов: 41
Главная » Статьи » Правозащитные статьи » Правозащитные статьи

БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕТ И РАЗВИТИЯ

БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕТ И РАЗВИТИЯ

                Вопросы справедливого распределения общественного благосостояния, экономического роста, обеспечения прав человека, в первую очередь на жизнь и здоровье, достаточный жизненный уровень, на приемлемые условия жизни в окружающей среде всегда волновали человечество.

                Лучшие умы человечества: опытные ученые и политики разработали на международном уровне Цели устойчивого развития мира на период с 2016 по 2030 г. Результат кропотливой работы был обобщен в Докладе ООН «О Целях в области устойчивого развития, 2016 год» (Полный текст доклада доступен по ссылке: http://unstats.un.org/sdgs/report/2016/The%20Sustainable%20Development%20Goals%20Report%202016_Russian.pdf). Всего были выбраны 17 показателей, по которым государства обязались улучшить макроэкономические и статистические показатели.

                Среди этих показателей для Украины наиболее актуальными являются ликвидация нищеты и голода (Цели № 1 и 2), хорошее здоровье и благополучие, достойная работа и экономический рост, уменьшение неравенства, ответственное потребление и производство.

                Вопрос оплаты труда является остро политическим, так как от его решения зависит величина доходов правящей элиты: миллионеров и миллиардеров. Кроме того, в случае занижения доходов ниже уровня минимальных потребностей человека, у бедных появляется право требовать компенсацию морального ущерба, причиненного здоровью и разницы между доходами и прожиточным минимумом. Бедность порождает ряд негативных моментов: уменьшение численности населения, так как низкие доходы вызывают обеспокоенность у людей репродуктивного возраста по поводу невозможности содержания детей, в связи с чем падает рождаемость и растет число абортов. С другой стороны, низкие доходы приводят к росту заболеваемости, что приводит к сокращению продолжительности жизни, т.е. росту смертности.

В целях создания иллюзии экономического благосостояния Верховной Радой Украины принят заниженный уровень прожиточного минимума, к которому привязаны минимальный размер пенсии, заработной платы, равные величине этого прожиточного минимума. А за последние два года даже и этот заниженный прожиточный минимум не повышался, не смотря на то, что за последние два года с момента прихода новой власти цены возросли почти в два раза (если точно, то к отметке, составляемой 190% по официальным данным).

Так, в октябре 2016 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет – 1399 грн. (54 доллара США) в месяц, а для пенсионеров - 1130 грн., в то время как по данным Объединения профсоюзов Харьковской области прожиточный минимум для Харьковского региона с учетом инфляции для трудоспособного населения должен составлять 2931 грн., а для нетрудоспособного – 2116 грн. в октябре этого года.

Организация объединенных наций определила показателем бедности – доход, равный ниже 1,9 доллара США в день, что по курсу доллара эквивалентно черте, определяемой величиной – 1465 грн. в месяц.

Как известно, прожиточный минимум в соответствии с законом, это денежная величина минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и нормального функционирования его организма. Поэтому можно сделать простой вывод, если доход человека меньше прожиточного минимума, то его здоровье ухудшается и организм функционирует ненормально.

Согласно официальной статистике по распределению населения по уровню среднедушевых эквивалентных общих доходов, количество населения, получающих доход меньше прожиточного минимума в 2016 г. составляет 9%, однако, если принять во внимание необходимость перерасчета прожиточного минимума с учетом инфляции, то доля населения за чертой бедности – 61%.

За чертой бедности, определяемой показателем ООН, в Украине проживает 13% населения. Первая цель Устойчивого развития предусматривает полное искоренение бедности к 2030 г.

Однако, мы хотим обратить внимание читателя, что указанная выше ситуация рассчитана на основании официального прожиточного минимума Украины, который не учитывает многих минимальных потребностей. Возникает вопрос, какой же реальный прожиточный минимум, и какая реальная ситуация, связанная с бедностью в Украине?

С точки зрения автора, более точным прожиточным минимумом (определяющим нижнюю границу его величины) можно считать, прожиточный минимум, рассчитываемый по советской методике (хотя в нее не включены многие расходы, не характерные для советского строя, как-то: расходы на лечение, мобильную связь, интернет, отдых по путевке в размере 100% ее стоимости, приобретение жилья, дороговизна жилищно-коммунальных услуг и транспорта и прочее).

Этот советский прожиточный минимум называется «потребительской корзиной», и рассчитывается в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 3 октября 1991 года № 224. По оценкам Объединения профсоюзов Харьковской области, потребительская корзина для Харьковского региона на октябрь 2016 г. составляет 6300 грн. Если брать за основу определения черты бедности потребительскую корзину, как это было в СССР, то доля населения Украины, живущая за чертой бедности, составляет – 95%. Бедной является вся страна. Количество же бедных до объявления независимости составляло в разные годы 25-30%. В связи с тем, что М.С. Горбачев отменил привязку минимальной зарплаты к потребительской корзине, а в последствие было отменено государственное регулирование цен, и началась инфляция, доходы населения упали в 2-3 раза, поэтому появилась необходимость нормативно занизить черту бедности, в связи с чем был принят закон «О прожиточном минимуме».

Напомним, что в Советском Союзе минимальная заработная плата составляла 150% от величины потребительской корзины, и если бы действовало законодательство СССР об оплате труда, то минимальная зарплата в Украине составляла бы 9450 грн. в октябре 2016 г., в то время как ее реальный размер равен 1450 грн. Минимальная пенсия составляла бы 85% от минимального заработка и была бы равной 8000 грн. в месяц (в то время как ее размер в октябре  2016 г. составляет – 1130 грн., или 40 долларов США). А величина зарплаты квалифицированного рабочего составляла бы 17200 грн. в соответствии с тарифной сеткой.

Автору настоящей статьи хотелось бы установить возможные взаимосвязи между величиной доходов населения и уменьшением рождаемости, ростом заболеваемости, смертности, ростом количества абортов. Но, ввиду того, что такие исследования являются достаточно объемными, требующими больших затрат времени и средств, автором было проведено социально-психологическое исследование зависимостей между уровнем доходов и состоянием эмоционально-волевой сферы человека, результаты которого опубликованы в научном сборнике «Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды. Психология. Выпуск 54, Харьков, 2016». Согласно данным проведенного исследования было установлено, что уровень депрессии зависит от величины получаемого дохода на 1 человека. Так, Депр (%) = 42 – 0,0088 доход, или доход = 4770 – 114 Депр (%), где показатель депрессии рассчитывался по методике «Шкалы депрессии Бека». Уровень депрессии в процентах Депр (%) = Депр (в баллах) * 100 / 63.

Таким образом, отсутствие депрессивных симптомов связано с получением дохода, равного более 3150 грн. в мес. на 1 чел. Уровень легкой депрессии диагностировался у лиц, получающих доход от 2030 грн. до 3150 грн. Если размер дохода находится в пределах от 1350 грн. до 2030 грн., то у испытуемого чаще всего диагностировалась умеренная депрессия. Выраженная депрессия определялась у лиц, имеющих доход меньше 1330 грн. Коэффициент корреляции – 0,77, при верхней границе для коэффициента корреляции Пирсона для определения статистически установленной связи (p=0,01) – 0,46.

При этом, было установлено, что среди опрошенных – 60% имеют депрессивные отклонения, в то время, как согласно данным ученых И.Б. Ковалевой (Национальный университет внутренних дел, г. Харьков), В.И. Мозгового (Академия Государственной пенитенциарной службы, г. Чернигов) среди участников АТО, направленных на психокоррекционные и реабилитационные мероприятия на базу Менского санатория «Остреч» - 56% военнослужащих имеют депрессивные отклонения. То есть, среднестатистическое население страдает от депрессии больше, чем бывшие атошники. И это, при том, что проведенное мною исследование проходило на базе работников Национальной юридической академии им. Я.Мудрого и Администрации Октябрьского района г. Харькова, которые являются не самими последними учреждениями по экономическим показателям. Если верить статистике, то количество населения, у которого доход меньше 3150 грн., равно 84%, т.е. – это доля тех, кто в какой-либо степени страдает от проявлений депрессии в Украине в 2016 году. При этом, величина среднего дохода среди участников опроса - 2240 грн., в то время как государство заявляет о средней зарплате в размере 4300 грн. в январе 2016 г. По мнению автора, государство умышленно завышает размер средней заработной платы, так как по существующей в пенсионном законодательстве формуле, чем выше размер средней зарплаты по стране, тем меньше размер назначаемой пенсии.

Некоторые оппоненты могут заявить, что по данным западных ученых депрессия не зависит от размера дохода. На это я могу возразить, что результаты этих исследований были выполнены в странах золотого миллиарда (США, странах Европы), жители которых имеют достаточно высокий доход, а, как было показано в моем исследовании, депрессия при больших доходах статистически не определяется как взаимосвязь. Она является в таком случае случайной величиной, зависящей от состояния эндогенного здоровья.

С бедностью связаны вопросы здоровья и благополучия, решение которых предусмотрено Целью № 3 Устойчивого развития. На этом поприще Украине предстоит проделать большой путь, так как реальное положение в области здравоохранения является животрепещущим. Один день пребывания в стационаре исчисляется сотнями гривен, а финансирование учреждений здравоохранения – несколько гривен в день на пациента, поэтому медицинские работники не приступают к лечению, до тех пор, пока пациент не заплатит за него, тем самым нарушается право на бесплатное медицинское обслуживание. Но откуда взять деньги на лечение, если средние доходы населения меньше прожиточного минимума с учетом инфляции? Кроме того, врачи выписывают пациентам дорогие и иностранные лекарства, финансируя рабочие места за рубежом, так как 60% средств, выделяемых на рекламу препаратов, идет на оплату врачам за назначение рекламируемых средств лечения. Но и для того, чтобы попасть на прием к врачу нужно высидеть 2-х - 3-х часовые очереди, а к отдельным специалистам нужно записываться за несколько недель вперед.  Можно говорить и о других проблемах здравоохранения, но их так много, что это – тема отдельной статьи.

                Указанные выше проблемы разрешимы для Украины, так наша страна имеет значительный потенциал для экономического развития: высокий уровень образованности, науки, большое количество специалистов в области IT-технологий, с развитием которых связано дальнейшее развитие всего мира. В Украине огромные запасы чернозема, пресной воды, природных ресурсов, большой запас развития производства энергии, однако все вышеизложенные возможности не используются, либо используются ненадлежащим образом. Во многом, это связано с тем, что на постсоветском пространстве слабо развито профсоюзное движение работников, которое в странах Европы оказывает значительное влияние на правительство в рамках защиты социально-экономических прав работников.

                Кроме того, в случае ухудшения макропоказателей страны для высокопоставленных чиновников существует только политическая ответственность, связанная с отставкой или потерей голосов на выборах. Такая ответственность является фиктивной, так как те лица, которые причинили значительный ущерб экономике Украины, не несут никакой реальной ответственности. В то время как, за ухудшения макроэкономических показателей соответствующие лица должны нести уголовную и материальную ответственность. Вот это бы реально стимулировало властьимущих к созданию условий для экономического развития. До тех пор, пока по действующему законодательству за вред, причиненный представителями власти, несет государство, то есть среднестатистический украинец, ни о каком существенном развитии не может быть и речи.

                ООН поднимает очень важный вопрос гендерного равенства, достижение которого повлияло бы на рост экономического благосостояния (Цель № 5 Устойчивого развития). Так, по данным ООН, в 2016 году доля мест, занимаемых женщинами в однопалатных парламентах или в нижней палате парламента, достигла 23 процентов, т.е. выросла за последнее десятилетие на 6 процентных пунктов. Но, кроме гендерного неравенства, существует имущественное неравенство и неравенство по профессиональной занятости. Так, процент миллионеров в Верховной Раде Украины составляет более 24%, в то время, как их количество среди населения – 0,1%. То есть, наблюдаемая диспропорция составляет 240 раз. Понятно, что богатые в высшем законодательном органе будут защищать свои интересы, а не интересы большинства бедного народа, поэтому демократия у нас превращается в олигархократию. Кроме того, хотелось бы знать, есть ли в Верховной Раде рабочие и труженики села? Ни одного. Все отсекает имущественный ценз на право участия в выборах и изготовление рекламы: если у тебя нем миллионов на рекламу и на выборный залог, то о тебе никто не узнает. А откуда взять деньги, если средний доход – 2200 грн. в месяц (согласно данным, проведенного мною социологического опроса в январе 2016 г.), которых не хватает даже на минимальные потребности, а по данным официальной статистики, с учетом инфляции по состоянию на октябрь 2016 г. величина среднего дохода равна 2540 грн.?

                Кроме того, целесообразным является привлечение ученых к научному обоснованию принимаемых нормативно-правовых актов, это бы с одной стороны повысило бы качество и престижность образования (Цель № 4 программы Устойчивого развития ООН), и утвердило бы ценность труда ученого, что внесло бы значительный вклад в стабильность развития Украины.

                Надеемся, что реализация Целей устойчивого развития ООН принесет пользу среднестатистическому украинцу и бедным слоям нашего общества, так как если просить деньги на каждую из 17 целей ООН, то, как говорится в известной пословице – «С миру по нитке – бедному на рубашку», поэтому, может быть, поступление денежных ресурсов на каждую из целей принесет в конце-концов долгожданное развитие.

 

Я. Карачевцев, юрист, психолог,

член Национального союза

журналистов Украины.

 

 

Категория: Правозащитные статьи | Добавил: stbudg (15.10.2016)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
    Сайт газеты Столица Будущего ежедневно обновляет новостные материалы в разделе Статьи.
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz